Иляскина Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №237" г.Барнаул, Алтайский край.
Консультация для родителей " Как приучить ребенка к книге".Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение « Детский сад№237! общеразвивающего вида
Консультация для родителей «! Как приучить ребенка к книге»
Подготовила: Воспитатель Иляскина Н.И. Как приручить ребенка к чтению книг. Казалось бы, любой ребенок с удовольствием будет слушать, как мама или папа ему читают. Но это далеко не так. Когда-то, когда каждая книга была событием и почти единственным источником духовной и интеллектуальной пищи, наверное, так и было. Сейчас с книгой успешно конкурируют телевидение, видео, компьютеры. Восприятие книги на слух (не говоря уже про последующее самостоятельное чтение) требует от малыша значительных усилий, активного внимания, напряженной работы памяти, мышления и воображения. А просмотр тех же мультфильмов подразумевает пассивную позицию, которая детьми быстро усваивается, а многими родителями покорно принимается. Некоторые даже не видят в этом особой проблемы: лишь бы на улице не пропадал целыми днями, пусть будет компьютер или телевизор, под присмотром—и ладно. Психологи с такой позицией категорически не согласны. Дело в том, что чтение не только развивает образное мышление ребенка и расширяет кругозор, но и приносит книголюбу эстетическое удовольствие, что, в свою очередь, влияет на формирование личности. Читающий ребенок может черпать информацию о жизни, найти ответы на тысячи волнующих вопросов. Вот только как привить этот интерес, если мама уткнулась в телевизор, папа зависает в Интернете, по привычке ходить в библиотеку и говорить не приходится? Это раньше в библиотеки ходили семьями и просиживали там часы напролет, теперь же ситуация в корне изменилась. В читальных залах можно встретить от силы двух-трех человек, преданных фанатов книг, у которых есть еще желание прикоснуться к твердому переплету. Часто сегодняшние дети стесняются ходить в библиотеки. Сказываются окружение и, как ни странно, воспитание. Ровесники не так поймут, родители не оценят, а то и осудят. Существуют разные мнения о том, почему современные дети меньше читают. Большинство экспертов видят причину этого в появлении более привлекательных по сравнению с книгами источников получения информации (интернет, телевидение), другие склонны обвинять родителей, третьи –современную систему образования, отбивающую интерес к чтению. Находятся даже те, кто утверждает, что не читающие дети были во все времена, и проблема эта надумана. Последние исследования показали, что не только дети в России стали меньше читать, но и взрослые. В среднем мы тратим около 6 часов в неделю на чтение, а вот индийцы, например, практически вдва раза больше. Может, все-таки стоит начать в первую очередь с себя? Ведь не только дурной пример заразителен, но и хороший -тоже. Если и это не действует, то стоит задуматься, что вы делаете не так. Делать не надо: · Предлагать читать или слушать (когда читаете вы) книги, в которых много непонятных слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка: чернила, кочерга, патефон, публика, вдохновение. Убедитесь, что все слова в книге, которую вы предлагаете ребенку –понятны. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов. · Противопоставлять чтение игре и игрушкам · Заставлять, упрекать, сравнивать приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры. · Выбирать книги не по возрасту –ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением. · Заставлять дочитывать книгу до конца, если она ему совсем неинтересна. Это все равно, что выполнять неинтересные домашние уроки. Чтение будет восприниматься как наказание. Делать надо: · Приучать ребенка к книге можно с раннего возраста. Покупайте ему яркие книги с большими иллюстрациями, которые ему нравилось бы разглядывать. Показывайте, как надо обращаться с книгой, читайте вслух с выразительной интонацией, показывайте картинки и рассказывайте, что изображено на них. Пусть малыш сам переворачивает странички и участвует в обсуждении. · Вэтом возрасте стоит выбирать короткие и простые тексты (лучше всего сказки о животных). С малых лет необходимо учить ребенка бережному обращению с книгой: не рвать, не рисовать на страницах и т.д. · Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно –зафиксировать возникший интерес. · Старайтесь преподносить каждую книгу как сюрприз, загадку. Прочтите ему краткий анонс или расскажите о своем впечатлении от этой книги. Если вы никогда не берете книгу в руки, то не удивляйтесь, что и ребенок будет проявлять к книге все меньше и меньше интереса. Своим отношением к книге дайте понять ребенку, сколь важно чтение для каждого человека. · Следите за тем. чтобы ребенок не засиживался у телевизора. Чтение книг должно стать ежедневным. Обязательно находите время для того, чтобы почитать ему очередную сказку. С двухлетнего возраста у ребенка уже начинают формироваться предпочтения, позвольте ему самому выбирать книгу. · Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее. · Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно – зафиксировать возникший интерес. · С 4-5-летнего возраста можно брать ребенка в книжный магазин или библиотеку. Покупайте ту книгу, которая понравилась и ребенку, и вам. Старайтесь мягко подсказывать ребенку. помогать ему с выбором. Книги по возрасту, содержащие элементы насилия или мистики, могут отпугнуть ребенка. Лучше всего выбирать книги, которые будут рассказывать о жизни его сверстников и отвечать на волнующие ею сейчас вопросы. Во время совместного чтения книг заостряйте внимание ребенка не только на иллюстрациях, но и на тексте. Если регулярно читать с ребенком, показывать ему буквы и называть их. малыш уже к школе практически освоит алфавит. · Не отказывайте ребенку, когда он просит почитать ему, даже если он уже овладел этим навыком. Начните читать, а потом предложите ребенку самому дочитать главу или абзац, постепенно увеличивая объем текста. Но даже если ребенок справляется без вашей помощи, все равно интересуйтесь процессом, обсуждайте с ним прочитанное. задавайте вопросы. · Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением. Разложите книги повсюду в доме. · Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, отвечая невпопад, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес. И обязательно попросите «не брать вашу книгу», пока не дочитаете. · Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка (про пауков, фей, принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся. Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе. · Экспериментируйте с жанрами. Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, не смотря на то, что вам так они нравились. · Читайте ребенку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста. · Разрешите читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать -обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются. 9 октября 2019 в 16:42
Прикреплённые файлы:Документ: Консультация для родителей " Как приучить ребенка к книге". Описание файла:Файл называется: perspektivnyi-plan-pd_eiicm.docx Это официальный файл организации «Иляскина Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №237" г.Барнаул, Алтайский край.», в нём содержится Консультация для родителей " Как приучить ребенка к книге".. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.