Иляскина Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №237" г.Барнаул, Алтайский край.
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС»Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС, так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений. Проблема Развивающая предметно-пространственная среда групп МБДОУ детский сад №237 не в полной мере реализуется образовательный потенциал пространства группы. Тема проекта: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №237 Тип проекта: практико – ориентированный. Вид проекта: внутренний (долгосрочный). Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители, дети. Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации РППС в группе. Продукт проектной деятельности: РППС, соответствующая условиям ФГОС ДО, основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №237 (далее ДОУ). Продолжительность проекта: сентябрь 2019г. – май 2020 г. Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО. Задачи проекта: 1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ. 2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей. 3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов. 4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной). 5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Ожидаемые результаты реализации проекта: 1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста. 2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей. 3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО. 3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ. Нормативно-правовая база проекта: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564. 3. Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра 30384. 5. Письмо Минобрнауки от 17.11.2011 г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений». 6. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». Организационные условия: • среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»; • оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность; • все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей; • предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением; • размещение материалов должно быть функциональным; • предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка; • среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности); • среда должна иметь подвижные границы. Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны. Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств. Условная схема пространства группового помещения. Социально-коммуникативное развитие Уголок ролевых и режиссерских игр Мини-музей Патриотический уголок Познавательное развитие Уголок познавательно-исследовательской деятельности Математический уголок Сенсорный уголок Уголок конструирования Речевое развитие Уголок речевого развития Книжный уголок. Художественно-речевое развитие Уголок изобразительной деятельности Музыкальный уголок Уголок театрализованной деятельности. Физическое развитие Спортивный уголок Уголок уединения Уголок ЗОЖ Основная идея: В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать: • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка); • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах; • двигательную активность детей, а также возможность для уединения. Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка. Этапы и мероприятия по реализации проекта Этапы проекта Цели этапа Мероприятия Предполагаемый результат Подготовительный Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов Анализ нормативных документов Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития. Анализ условий по формированию РППС, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами. Анализ РППС в группе ДОУ Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста. Разработать карты обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы ДОУ. Основной Изучение современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста и мониторинг РППС материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Участие в семинаре ДОУ по вопросам формирования РППС в группах. Анализ РППС в группах ДОУ. Проведение мониторинга РППС, материально-технической базы ДОУ в соответствии с условиями ФГОС ДО. Проведение общего родительского собрания. Проведение общего родительского собрания на тему: «Создание образовательной среды для дошкольников в домашних условиях». Определение отношений родителей к необходимости изменений в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО. Разработка перспективного плана обогащения РППС с учетом ООП ДОУ. Подготовка материалов для создания паспорта группового пространства групп. Банк педагогических идей «Построение РППС в группе в соответствии с тематическим планированием» Разработать паспорт организации группового пространства, отвечающего современным критериям. Создание РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями ФГОС ДО Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающим возрастным нормам развития детей Приобрести игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей. Заключительный Создание развивающих центров в группах ДОУ Планирование группового пространства согласно рекомендациям и принципам построения РППС Создать РППС группы в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом ООП ДОУ, согласно требованиям ФГОС ДО. Подвести итоги работы над проектом Отчеты воспитателей на тематическом Педагогическом совете Презентации и методические рекомендации к ним «Моделирование РППС в соответствии с ООП ДОУ и требованиям ФГОС ДО» План повышения профессиональной компетентности педагогов в области создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Мероприятие Содержание 1-й этап – подготовительный Консультация Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований Цикл педагогических чтений Изучение материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области. Педагогическая гостиная Знакомство с опытом работы детских садов России. Сайт-экспедиция Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование. Бюро находок Обсуждение возможных компонентов среды. 2-й этап – основной Мини-презентация. Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом. Электронный методический банк Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды. Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики) Выступление на Педагогическом совете Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм 3-й этап – рефлексивный Диагностика Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта Календарный план реализации проекта Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации Подготовительный этап Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна Ст. воспитатель Сентябрь –январь 2019 г. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Ст. воспитатель Январь 2020 г. Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах Ст. воспитатель воспитатели Январь-февраль 2020г. Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям Ст. воспитатель Январь-март 2020 г. Основной этап Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основы ее построения" Ст. воспитатель Февраль 2020 г. Практикум «Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО» Ст. воспитатель Январь 2020 г. Консультации на темы: «К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада» «Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»» «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении» «Характеристика построения развивающей предметно-пространственной среды» (для молодых педагогов) «Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ» Ст. воспитатель воспитатели Декабрь-февраль 2019- 20 г. г. Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ Ст. воспитатель В течение года Семинар-практикум «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды». Ст. воспитатель воспитатели Февраль2020г. Мозговой штурм «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с тематическим планированием» Ст. воспитатель воспитатели Февраль 2020 г. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности Ст. воспитатель Март 2020 г. Педагогический совет на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с реализуемой основной образовательной программой МБДОУ детского сада №237 Заведующий, старший воспитатель Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков Заведующий ДОУ, Ст. воспитатель По мере финансирования Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей Ст. воспитатель воспитатели В течение учебного года Проведение смотров-конкурсов ст. воспитатель В течение учебного года Предварительный контроль по организации предметно-развивающей среды Ст. воспитатель Апрель 2019г Проведение мастер-классов по организации РППС В течение уч. года Старший воспитатель Специалисты Создание ландшафтного дизайна детского сада Ст. воспитатель воспитатели Май июль 2020г Заключительный этап Тематический контроль «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствие с ФГОС». Ст. воспитатель Март 2020г Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ Заведующий ДОУ, старший воспитатель Апрель 2020 г Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах Ст. воспитатель воспитатели Апрель 2020 г. Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы Ст. воспитатель воспитатели Апрель-май 2020г. Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды: 1. Открытость среды для преобразований: - наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.); - наличие не жестко закрепленных центров активности. 2. Современность среды: - наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.); - наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.); - наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.). 3. Ориентированность на физическое развитие: - наличие специально оборудованного физкультурного уголка; - наличие пространства для осуществления физической активности; - наличие уголка по валеологии. 4. Приспособленность для познавательной деятельности: - наличие дидактических игр, материалов; - наличие книжного уголка с набором разнообразных книг; - наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы) - наличие материала для экспериментальной деятельности 5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр: - наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями; - наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр. 6. Ориентированность на творческое развитие: - наличие игр и материалов для организации творческой активности детей; - наличие пространства для организации творческой активности детей. 7. Элементы природы в среде: - наличие специально оборудованного уголка природы; - наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды); - прочие элементы природы в среде. 8. Комфортность среды: - наличие мягкой, комфортной мебели; - наличие уголка психологической разгрузки; - наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото; - оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы). 9. Эстетика среды: - наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.); - наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола); - сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.). 10. Безопасность среды: -обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. - соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН; 11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение: - наличие необходимой документации - соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий. 12. Создание информационного пространства для родителей: - содержание информационных материалов для родителей, - эстетика оформления, - наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс. 8 января 2020 в 12:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.