Иляскина Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №237" г.Барнаул, Алтайский край.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС»

Актуальность проекта.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС, так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.

Проблема

Развивающая предметно-пространственная среда групп МБДОУ детский сад №237

не в полной мере реализуется образовательный потенциал пространства группы.

Тема проекта: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №237

Тип проекта: практико – ориентированный.

Вид проекта: внутренний (долгосрочный).

Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации РППС в группе.

Продукт проектной деятельности:

РППС, соответствующая условиям ФГОС ДО, основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №237 (далее ДОУ).

Продолжительность проекта: сентябрь 2019г. – май 2020 г.

Цель проекта:

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ.

2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.

2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.

3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.

Нормативно-правовая база проекта:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.

3. Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра 30384.

5. Письмо Минобрнауки от 17.11.2011 г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений».

6. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Организационные условия:

• среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;

• оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;

• все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

• предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;

• размещение материалов должно быть функциональным;

• предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;

• среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);

• среда должна иметь подвижные границы.

Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду

Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Условная схема пространства группового помещения.

Социально-коммуникативное развитие

Уголок ролевых и режиссерских игр

Мини-музей

Патриотический уголок

Познавательное развитие

Уголок познавательно-исследовательской деятельности

Математический уголок

Сенсорный уголок

Уголок конструирования

Речевое развитие

Уголок речевого развития

Книжный уголок.

Художественно-речевое развитие

Уголок изобразительной деятельности

Музыкальный уголок

Уголок театрализованной деятельности.

Физическое развитие

Спортивный уголок

Уголок уединения

Уголок ЗОЖ

Основная идея:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

• наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

• охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

• возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

• двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Этапы и мероприятия по реализации проекта

Этапы проекта Цели этапа Мероприятия Предполагаемый результат

Подготовительный Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов Анализ нормативных документов Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития.

Анализ условий по формированию РППС, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами. Анализ РППС в группе ДОУ Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста.

Разработать карты обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы ДОУ.

Основной Изучение современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста и мониторинг РППС материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Участие в семинаре ДОУ по вопросам формирования РППС в группах. Анализ РППС в группах ДОУ. Проведение мониторинга РППС, материально-технической базы ДОУ в соответствии с условиями ФГОС ДО.

Проведение общего родительского собрания. Проведение общего родительского собрания на тему: «Создание образовательной среды для дошкольников в домашних условиях». Определение отношений родителей к необходимости изменений в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО.

Разработка перспективного плана обогащения РППС с учетом ООП ДОУ. Подготовка материалов для создания паспорта группового пространства групп.

Банк педагогических идей «Построение РППС в группе в соответствии с тематическим планированием» Разработать паспорт организации

группового пространства,

отвечающего современным

критериям.

Создание РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями ФГОС ДО Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающим возрастным нормам развития детей Приобрести игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей.

Заключительный Создание развивающих центров в группах ДОУ Планирование группового пространства согласно рекомендациям и принципам построения РППС Создать РППС группы в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом ООП ДОУ, согласно требованиям ФГОС ДО.

Подвести итоги работы над проектом Отчеты воспитателей на тематическом Педагогическом совете Презентации и методические рекомендации к ним «Моделирование РППС в соответствии с ООП ДОУ и требованиям ФГОС ДО»

План повышения профессиональной компетентности педагогов

в области создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Мероприятие Содержание

1-й этап – подготовительный

Консультация Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований

Цикл педагогических чтений Изучение материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области.

Педагогическая гостиная Знакомство с опытом работы детских садов России.

Сайт-экспедиция Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

Бюро находок Обсуждение возможных компонентов среды.

2-й этап – основной

Мини-презентация.

Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом.

Электронный методический банк Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)

Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды.

Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики)

Выступление на Педагогическом совете Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм

3-й этап – рефлексивный

Диагностика Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта

Календарный план реализации проекта

Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна Ст. воспитатель Сентябрь –январь 2019 г.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Ст. воспитатель Январь 2020 г.

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах Ст. воспитатель

воспитатели Январь-февраль 2020г.

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям Ст. воспитатель Январь-март

2020 г.

Основной этап

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основы ее построения" Ст. воспитатель Февраль 2020 г.

Практикум «Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО» Ст. воспитатель Январь 2020 г.

Консультации на темы:

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Характеристика построения развивающей предметно-пространственной среды» (для молодых педагогов)

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ» Ст. воспитатель

воспитатели Декабрь-февраль 2019- 20 г. г.

Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ Ст. воспитатель

В течение года

Семинар-практикум «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды». Ст. воспитатель

воспитатели Февраль2020г.

Мозговой штурм «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с тематическим планированием» Ст. воспитатель

воспитатели Февраль 2020 г.

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности Ст. воспитатель Март 2020 г.

Педагогический совет на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с реализуемой основной образовательной программой МБДОУ детского сада №237 Заведующий, старший воспитатель

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков Заведующий ДОУ,

Ст. воспитатель По мере финансирования

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей Ст. воспитатель

воспитатели В течение учебного года

Проведение смотров-конкурсов ст. воспитатель В течение учебного года

Предварительный контроль по организации предметно-развивающей среды Ст. воспитатель

Апрель 2019г

Проведение мастер-классов по организации РППС В течение уч. года Старший воспитатель

Специалисты

Создание ландшафтного дизайна детского сада Ст. воспитатель

воспитатели Май июль 2020г

Заключительный этап

Тематический контроль «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствие с ФГОС». Ст. воспитатель Март 2020г

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ Заведующий ДОУ, старший воспитатель Апрель 2020 г

Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах Ст. воспитатель

воспитатели Апрель 2020 г.

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы Ст. воспитатель

воспитатели Апрель-май

2020г.

Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:

1. Открытость среды для преобразований:

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);

- наличие не жестко закрепленных центров активности.

2. Современность среды:

- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;

- наличие пространства для осуществления физической активности;

- наличие уголка по валеологии.

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.

6. Ориентированность на творческое развитие:

- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

- наличие пространства для организации творческой активности детей.

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного уголка природы;

- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

- прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

9. Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

10. Безопасность среды:

-обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- наличие необходимой документации

- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- эстетика оформления,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

8 января 2020 в 12:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.