Иляскина Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №237" г.Барнаул, Алтайский край.
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к историко-культурным традициям русского народа Эта тема стала приоритетным направлением моей профессиональной деятельности. Работа, проводимая мною, по разработке и внедрению методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников с обращением к основам народной жизни, к традиционной нравственности, чувству патриотизма, ярким страницам истории своей Родины стала чрезвычайно актуальной на данном историческом этапе. «Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-патриотического воспитания, уже обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности».[2] Символом своей работы мы выбрали слова В. О. Ключевского «Изучая дедов, мы изучаем внуков, т. е. изучая предков, узнаем самих себя», что можно заключить в одно емкое слово «наследие». Главная цель моей работы: Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе знакомства с русской культурой во всем ее многообразии и с элементами истории своей страны, т. е. обращение к истокам русской нации, ее стержню, традиционной культуре. Эта цель достигается путем решения конкретных задач: • Знакомство на занятиях с наиболее яркими и значительными эпизодами русской истории с целью воспитания чувства сопричастности к многовековому трудовому и морально-нравственному подвигу русского народа, воспитаниячувства гордости и уважения к своим корням, своим предкам. • Знакомство детей с «малой Родиной» - т. е. историей своей семьи, города, края. • Приобщить детей ко всем видам искусства: музыка, театр, живопись, скульптура и т. д. • Регулярно проводить традиционные русские праздники, приобщая детей к родным обычаям, традициям, фольклору, русской этике. • Вести систематическую работу по воспитанию бережного, традиционного на Руси, отношения к природе. • Формировать у детей убеждение, что никакая культура не может развиваться в изоляции от других культур, что ценность культуры любого народа принадлежит всем людям, всему человечеству. Все вышеупомянутые задачи решаются в совокупности путем согласованных действий всего педагогического коллектива. Работа ведется по пяти направлениям, куда в обязательном порядке включено знакомство с историей Алтайского края и города Барнаула. История Руси. Происходит знакомство детей с яркими историческими событиями. «Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы – А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.»[5] Библия. На занятиях по духовной культуре дети знакомятся с высоким гуманистическим потенциалом Библии, заложенными в ней высокими понятиями, приобщаются к христианской морали, веками хранимой русским православием, и к народной этике, сохраняющей свою жизненность до настоящего времени Родное слово: фольклор, русская классическая литература, современная русская литература. Для приобщения детей к богатству русской литературы, как сокровищнице вековой мудрости, копилке нравственных и этических категорий. Задача воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Художественная культура: изо, архитектура, зодчество. Ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения, с шедеврами русских художников, скульпторов и архитекторов. Этика и экологическая культура, игра. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом я имею в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но мне кажется, что “особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.»[7] Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям также лучше, ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. Одним из разделов нравственно-патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие "символ", а также такие термины, как "символизирует" "олицетворяет" для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной. Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить? Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются объяснению происхождения таких символов, как флаг и герб. «В доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов».[3] Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с легонаборами (замки, рыцари, боевые кони, чтение адаптированной литературы (средневековые легенды)помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал. Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне. Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт моей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или "живность" в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: исторический, природный или экологический, профессиональный. Работу на этом этапе организуем в двух вариантах: • первый вариант – традиционный – занятия; • второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей. Для занятий я подготавливаю конспекты по разработанному плану, например: • "История в гербах"; • "Руки трудовые" (отражение в гербах профессий); • "То березка, то рябинка" (экология в гербах); • "На страже Родины" (военная тематика в гербах); • занятие по ознакомлению с родным городом, районом с опорой на символику герба; • викторина (заключительное занятие). Такой подход дает возможность достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и "расшифровки" российских гербов. Второй способ более трудоемкий и требует отличного знания материала, ориентации в нем и быстрой реакции, а также наличия большого числа наглядных и дидактических пособий. Ознакомление с темой происходит не на отдельно организованных занятиях, а в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Основой является предварительная работа с родителями, выполнение ими заданий на лето – сбора информации о знакомых детям городах России. В результате создается единая, цельная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей, родителей. Мы хотим, чтобы из нашего детского сада дети выходили умеющими образно излагать свои мысли, выражать свои чувства, были научены этикету общения между собой, с взрослыми, быть приобщены к различного рода видам искусств, в т. ч. и к народному, иметь художественные личные привязанности. Исходя из всего вышесказанного, я считаю, что «народное воспитание имеет еще одно, преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ)».[4] Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма, воспитание гражданина правового, демократического, социального государства, уважающего права и свободы личности и обладающего высокой нравственностью. Список литературы: 1. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с. 2. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999. – 7 с. 3. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]Пособие для воспитателей ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с. 4. Иванова, Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. Пособие для воспитателей ДОУ / Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с. 5. Кондрыкинская, Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. 6. Малюшова, Н. Здравствуй, музей / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29 7. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с. 8. Писарева, А. Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / А. Е Писарева, В. В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. 8 января 2020 в 12:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.